Сайт бесплатных объявлений
в Республике Башкортостан

Ваш город:

Наталья Шадрина: совершенствование компетенций педагогов должно стать приоритетом

Наталья Шадрина: совершенствование компетенций педагогов должно стать приоритетом

ФГОС ДО вступил в силу с 1 января 2014 года, прошло почти пять лет и можно подводить первые итоги. Целью его реализации является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования и результатам их освоения на территории.

Как достигаются цели дошкольного образования? Как реализуется ФГОС? Какие проблемы в дошкольном образовании являются наиболее актуальными? Поговорим об этом с заместителем директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», членом рабочей группы по разработке ФГОС ДО Натальей Шадриной – спикером Уфимского международного салона образования ( УМСО).

Напомним, что в этом году УМСО пройдет в Уфе с 7 по 10 ноября и традиционно будет организован Министерством образования Республики Башкортостан, Московским международным салоном образования ( ММСО) и башкирской выставочной компанией « БВК-Экспо». Стратегическим партнером УМСО выступит корпорация «Российский учебник» – самая крупная в России издательская группа, выпускающая около 38% учебников, включенных в ФПУ.

– Наталья, как Вы могли бы оценить сегодняшнее состояние системы дошкольного образования? Есть положительные тенденции или о развитии говорить пока не приходится?

– Появились новые образовательные программы, которые предполагают вариативность системы дошкольного образования, методические рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в детском саду, профессиональное сообщество обсуждает систему оценки качества дошкольного образования, появляются результаты исследований по тем инструментам, что уже апробированы (шкала ECERS-R) или разработаны специалистами в области дошкольного образования в Российской Федерации. Строятся детские сады в регионах, очередность в детские сады сокращается, где-то эта задача уже полностью решена.

– На первый взгляд все довольно оптимистично. Но проблемы все же присутствуют. Как проходит процесс выявления «болевых точек»?

– Для того чтобы понять, какие сегодня существуют проблемы в системе дошкольного образования, проводятся исследования специалистами Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (при участии НИТУ МИСиС (2016) и академии «Просвещение» (2017), а также нашим институтом проблем образовательной политики «Эврика» в 2017 году в ряде образовательных организаций города Москвы. Именно к ним я предпочитаю обращаться, так как они являются заслуживающими доверия.

– Несмотря на то что сегодня существует более 28 образовательных программ дошкольного образования, более 70 % детских садов используют только одну – программу «От рождения до школы». С чем это связано?

– Это такой маркер отсутствия вариативности в детских садах. Ключевая проблема, на мой взгляд, лежит в плоскости управления и умения выбирать. Во многих детских садах создана предметно-пространственная развивающая среда: мебель поставили на колесики, убрали дверки со шкафов, но чтобы она действительно стала образовательной для ребенка, в картине мира воспитателей она тоже должна стать таковой. Поэтому у нас наблюдается такая разница в баллах между показателями. Мебель для ежедневного ухода, игр и учения в целом соответствует возрастным особенностям – росту детей, количество мебели соответствует количеству детей в группе – 5 баллов, а предметно-пространственная среда в детских садах является недостаточно доступной для детей, недостаточно насыщенной и многообразной.

Это связано с тем, что большая часть времени в детском саду жестко регламентирована: утренний прием, завтрак, три занятия, прогулка и так далее. Детям некогда осуществлять свой основной, ведущий вид деятельности – игру, разворачивать образовательные события.

– Но как же в этой связи реализуется взаимосвязь «педагог – ребенок»? Воспитатель должен уметь влиять на ситуацию.

– Воспитателю иногда легче идти по отработанному плану, не позволяя себе отступить от него, совершить спонтанное, творческое действие, отпустить ситуацию и позволить детям развернуть события, игру так, как им интересно.

Поэтому сегодня остается точкой осмысления и роста создание предметно-пространственной развивающей среды для групп и уличных площадок дошкольного образования, учитывающей особенности детей и их идеи.

– Одно из требований ФГОС ДО – индивидуализация дошкольного образования – сложно реализуется в детских садах. Как Вы думаете, почему?

– Индивидуализация дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В детских садах это действительно реализуется очень сложно. С одной стороны, можно предположить, что большая численность детей в группах не позволяет решить эту задачу, но исследования показывают: количество детей не влияет на качество образования. Мало уделяется внимания детским работам, пространство детского сада, группы, часто оформляется не вместе с детьми, а взрослыми. То есть получается детский сад для взрослых. Мало детских фотографий, разных детских творческих работ, очень много рисунков, аппликаций, выполненных строго по образцу.

– Что тормозит реализацию этого требования? Это какой-то один не проработанный момент или же можно говорить о системной ошибке?

– Проблем на самом деле несколько. Одна из них – это создание условий для свободной игры, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игры, основанной на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, как основной формы организации детской жизни. Проблема заключается в том, что режим пребывания ребенка в детском саду жестко регламентирован, все расписано по часам и минутам.

Еще одна проблема – воспитатели не умеют играть. В результате наблюдений мы увидели, что чаще, когда педагог включается в игру, он ее «разваливает». То есть игра перестает развиваться, хотя задача как раз подбросить новые идеи для ее развития, показать разные возможности игры, содержательно насыщая ее интересными сюжетами.

Также по результатам исследований одной из проблем является развитие речи и мышления, общение педагога и взрослого, работа с правилами.

Таким образом, ключевой проблематикой, остаются вопросы проектирования детского пространства, создание условий для детей с особыми потребностями, проектирование образовательных программ, планов в соответствии с ФГОС дошкольного образования, взаимодействие педагога и ребенка в детском саду.

Есть ли возможность решить эти проблемы? Существуют ли положительные примеры?

– В России существуют лучшие практики, где реализуется индивидуализация дошкольного образования, ведется работа с детским пространством, где возможен выбор программ материалов.

Необходимо определить приоритетным направлением в реализации программ повышения квалификации совершенствование компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций по использованию в практической деятельности активных форм и методов обучения с прохождением практики на таких стажировочных площадках.


Возврат к списку

102ads.ru — Сайт бесплатных объявлений в Республике Башкортостан. Использование сайта, в том числе подача объявлений, означает согласие с пользовательским соглашением.
16+
x

Закгрузка captcha...
Введите код защиты*

Вопрос в поддержку